Этюдная классификация.

Существует много различных классификаций шахматных позиций: по материалу, по авторам, по времени составления, наконец, по положению черного и белого королей. Все они имеют свои плюсы и минусы. Одной из наиболее интересных представляется классификация композиций, и, в частности, этюдов по идеям, заложенным в них композиторами.

Разными композиторами и коллекционерами предложены различные классификации, они также имеют свои плюсы и минусы.

Автор предлагает свою классификацию, в большой мере заимствующую идеи Ф.Бондаренко, изложенные им в своей книге "Пешечные этюды".

Все идеи разбиты на 4 группы:

1.Мат.

2.Пат.

3.Выигрыш фигуры.

4.Активизация фигуры.

Эти идеи могут встречаться как в игре белых, так и в игре черных.

Следующие 4 группы - вечная угроза осуществить какую-либо идею:

В1. Вечная угроза мата.

В2. Вечная угроза пата.

В3. Вечная угроза выигрыша фигуры.

В4. Вечная угроза активизации фигуры.

В то же время и белые и черные могут не допустить осуществления какой-либо угрозы противником, т.е. мы получаем еще 4 группы:

Н1. Недопущение мата.

Н2. Недопущение пата.

Н3. Недопущение выигрыша фигуры.

Н4. Недопущение активизации фигуры.

Разумеется, в большинстве этюдов присутствует несколько идей, все они должны быть перечислены сначала за белых, а потом за черных (через точку), так, например, в известном Этюде Сааведры запись идей будет выглядеть так: 4.Н2-2, т.е. белые проводят пешку и не допускают игру черных на пат.

Как мне кажется, каждый этюд можно снабдить неким индексом, выражающим набор идей, заложенных в игре обеих сторон, что автор и стремился продемонстрировать, снабдив кажый этюд из предложенного набора подобным индексом.

Правда и здесь есть некоторые оговорки, так вечный шах автор предлагает, по договоренности, обозначать: В1, а идея крепости будет обозначаться: Н4.

Автор готов принять все замечания и дополнения, а также отзывы о предлагаемой классификации.